Учить учиться

Как учить учиться! Сначала надо научит обучающегося учиться! Первые уроки тратим именно на это.

Основные моменты, которые стоит учесть, уча детей.

1. Немного про мотивацию

Детей сложно мотивировать на то, что произойдет в конце года. И тем более сложно мотивировать на то, что будет через много лет, когда у него появится возможность, например, путешествовать.

учить учиться мотивация

учить учиться мотивация

Но даже маленькие ученики понимают силу денег. Таким образом, мотивация может быть следующей: зная английский язык будешь зарабатывать деньги, умея объяснить (когда поймешь). Можешь учить других людей за деньги запоминать слова, учить грамматики и т.д…

Ещё одна мотивация: чем быстрее сделаешь учебник, тем больше будешь отдыхать. То есть действительно можно снимать ребенка со школы, если он прошел заранее всю программу. Как работать с учебником – написано ниже. В школе скучно, непонятно, долго. Есть возможность сделать учебу легкой, простой, интересной.

Ещё одна мотивация: будешь сейчас несколько дней всё правильно делать, то дальше у тебя будет получаться лучше и быстрее других.

2. Мозг тратит энергию получая и обрабатывая информацию.

Это означает, что ученики даже просто слушая – устают.

Как повысить тонус и улучшить работоспособность во время урока? Если видите, что дети устают и их внимание растворяется, можно сделать следующее.
пальчиковая гимнастика
потереть мочки уха.
— попросить немного написать левой рукой (левшам – правой).

учить учиться пальчиковая гимнастика

учить учиться пальчиковая гимнастика

Это не только физически добавит тонуса работу мыслям, но и общее действие усилит внимание? так как делается общщее действие под руководством учителя.

3. Чем младше дети, тем у них хуже и короче концентрация внимания.

Монотонный голос учителя выводит ученика в свои мысли. Ученик отвлекается сам и отвлекает других. Поэтому чаще «дергайте» учеников на предмет того, что они поняли. Делайте чаще практические упражнения.

учить учиться концентрация

учить учиться концентрация

Также даём детям понять, что если хочешь уметь – начинай делать сам.

Прослушивание – это пассивное, а нужно активное. А внимание эта такая штука, которую надо постоянно и постепенно тренировать у учащихся.

Сначала заниматься именно памятью, потом работой с информацией.

4. Современные дети не умеют говорить и формулировать мысль.

Учим формулировать мысли! Да, каждый преподаватель должен учитывать, что изначально мало кто из учащихся может формулировать свою мысль. Их надо этому учить.

учить учиться формулировать мысль

учить учиться формулировать мысль

Например лично я маленьким детям показывал сколько слов в правиле. Ученики вместе со мной загибали пальцы, говоря правило.

Для более взрослых я писал план ответа правила на доске. Например, как запомнить правило про Present Continuous Tense
Переводим каждое слово Present Continuous Tense = Настоящее Продолжающееся Время

— Говорим, когда оно употребляется. Чем короче, тем лучше для запоминания.Present Continuous Tense – используем, когда действие происходит прямо сейчас. Действие является делающимся.

— Какие глаголы используем. Например в Present Continuous Tense используются глаголы или am или is или are + глагол с окончанием –ing.

5. Дети не умеют выделять главного.

То есть когда вы им что-то объясняете, они слушают всё сплошняком, и очень быстро теряют интерес из-за слишком большого потока однотипной информации.

учить учиться выделять главное

учить учиться выделять главное

Решение: Время от времени останавливаться. Говорить «это важно». Повторять основные моменты как можно чаще. И просить детей повторить за вами основные моменты.

Обучающие должны обязательно знать четко определения, которые нужны. И уже на эти определения как на скелет наращивать знания.

Должен быть упор на термины. Ученик должен понимать термины и уметь их сказать. Термины, определения даёт скелет знаний.

Алгоритм запоминаний определений (в виде майнд карты)
— выделяем подчеркиваем смысловые единицы. Если не знаешь определение слова – ищи определение и учи его.
— даем формулу определений X=Y с подмножеством. В подмножество входят только те свойства, которые отличают этот предмет от другого! Сначало можно попробовать дать определение самому, потом проверить и исправиться.
— воспроизводим самостоятельно, то как мы поняли.
— сравниваем с оригиналом
— запоминаем (если надо, то воронкой – несколько раз до полного устранения ошибок).

Потом дает десяток примеров. Если сделать 200 таких определений, то определения будут запоминаться автоматически.

Майнд карта создаются аналогично:
— создаём майнд карту
— запоминаем, перенося образ в память.
— воспроизводим информацию из головы
— сравниваем с оригиналом до тех пор, пока не запомнится полностью.

6. Детям, да и в принципе другим обучающимся, сложно составить структуру знаний.

У современных детей нет структуры информации изучаемого предмета. Это означает, что на первых уроках надо показать структуру предлагаемой вами программы обучения. И на уроках чаще говорить, что вы делаете, зачем и как это связано с другими материалами.

Хороший преподаватель должен вести ученика должен вести ученика по известной обоим программе. Для этого преподаватель должен проработать учебник заранее, чтобы составить структуру в голове. После этого разобрать структуру учебника вместе с учеником. Без этого тупо проходить  всё подряд по учебнику — бесполезно.

Тем самым будет постановка цели – самый важный этап. Ученик будет конкретно понимать, зачем нужен учебник и как им пользоваться.

Работа с учебником (а учебник в оригинале – это и есть структурированные знания):
— на первых уроках, объяснять, что такое учебник, что с ним надо делать, зачем он им нужен.
— Постановка цели. Ответ: на уровень понимания учебника, т.е. всего, что в нем написано.
— сначала учим термины, делаем базу: слова, правила. По всему учебнику. Сидим, пока в голове не поймем. База делается на карточках и выучивается (в том числе правила). Имеет смысл сначала просмотреть учебник и выучивать всё, что выделено жирным шрифтом. Таким образом начнет сформировываться база.
— понимать, что нужно не количество прочитанной (просмотренной) информации, а количество понятой информации
— проверяй себя на предмет «всё ли ты понимаешь»
— составляем майнд карту

учить учиться майнд карта

учить учиться майнд карта

7. Даже взрослые ученики не повторяют материал дома.

Не надейтесь, что дети будут хорошо учить за счет хорошей работы дома. Дома практически у любого человека абсолютно нерабочая обстановка. Лучше проводить чаще и больше уроки, то есть занятия 5-6 раз в неделю в течение 3 месяцев, чем 2 раза в неделю в течение 9 месяцев. Дети дома скорее забывают, чем учат. А каникулы так вообще выветривают знания.
Например, 2-3 интенсивных курса переводит английский на точку невозврата, т.е. ребенок знает английский не забывая.

Да-да!!! Дома никто ничего не учит – нужны интенсивы.

8. Если не проверять домашнее задание и не делать экзаменов, то учащийся любого возраста не будет ничего учить.

Это означает, что обязательно должна быть система поощрений и система экзаменов. Учащиеся практически никогда не делают домашние задания «для себя» или «в пустоту».

Учащемуся очень важно знать то, что он сделал. Важно показывать его результат. Притом чем чаще, тем лучше. Почему видеоигры так популярны? Потому там сразу показывают набранные очки. Такая же система поощрений за выполненную работу в учебе будет очень хорошо мотивировать

Почему дети не учат материал в школе во время четверти? Потому что они знают, что лучше выучить нужную информацию непосредственно перед контрольной. Т.е зачем учить всё подряд, еси меньше и проще выучить только то, что будут спрашивать.

Поэтому учащемуся надо чаще говорить, что он делает и зачем, оценивать и показывать учащемуся, что он успешен.

Нельзя оставлять без последствий невыполнение домашнего задания! Не можешь контролировать, не ставь правила. Но учтите, что ребенку нельзя давать ответственность. Он должен её взять сам.

Награда должна быть за достижение (с усилиями, но без сверхусилий).

Как надо правильно запоминать информацию. Математическая модель запоминания.

Запоминаемость = активное воспроизведение*систему повторений*установку

Активное воспроизведение – сколько раз человек воспроизводит в голове полученную информацию
Система повторений – желательно повторять на большой скорости столько раз, пока информация не будет запоминаться на автомате.
Установка — мозг должен знать, зачем это и насколько это надо. Поэтому сначала ставим цели и говорим зачем это нужно ученику и стараемся замотивировать)

Повторить всё через 5-7 дней. Не начинать  новый материал, пока не повторили старый, даже если мы его хорошо знаем.

учить учиться запоминаемость

учить учиться запоминаемость

Обучение, это когда из линейного текста переходим в объемное понимание в голове.Мозг человека плохо запоминает цифры тексты- нужно создавать картинки в голове. Воспроизведение информации – переход из объема в текст.

Чем плоха зубрежка? Тем, что зубрежка это перевод информации из линейной (текстовой) в линейную, минуя объемную часть *создания образа в голове).

Хочешь уметь запоминать, то запомни 600 слов. Дальше слова будут запоминаться надолго через образы практически автоматически.

Как заставить держать материал в голове надолго.

Как вы знаете, много учеников забывают материал сразу же после контрольной или после сдачи экзамена. Чтобы это избежать, проводился такой эксперимент:  сдавался экзамен, а через неделю такой же экзамен. Учащийся получает в итоге минимальную оценку, полученную на этих двух экзаменах.

Зачем? Потому что если материал продержался в голове неделю, то он продержится в памяти на года. И очень быстро восстановится по конспектам или учебнику даже через долгое время.

Как повысить результат в изучении любого материала?

Математическая формула результата следующая:

Результат = эффективность упражнения * на количество упражнений.

Если эффективность низкая, например зубрежка при запоминании, то можно компенсировать количеством повторений. Если эффективность высокая (например, мнемотехника), то можно делать меньше раз.

Первое воспроизведение = стрессовое. Второе – проще. Третье – хорошо. Меньше 3-х повторение в долгую память никогда не попадают.

Получается что простыми упражнения мы получаем меньший результат, чем сложными. Но тут стоить учесть, что сложность упражнений надо повышать крайне постепенно и аккуратно.

То есть делать много на высокой скорости с постепенным увеличением сложности. Всегда работаем на время и ускоряем себя.

Несильно, но заходим за зону комфорта. Но СКОРОСТЬ должна быть высочайшей.

Запомнили – проверили – исправили ошибки – повторили 3 раза.

Не расстраиваемся из-за ошибок. Если не возникает ошибок, значить нет тренировки. И наоборот, если есть немного ошибок, значит выходите за зону комфорта, что есть очень хорошо.

 Как работают эффективные интенсивные курсы изучения иностранного языка:

— научился читать и произносить слова
— научился запоминать слова (образами, т.е. мнемотехникой)
— запоминаем слова: 100, 200, 300, 1000
— берем кусочек слова, кусочек грамматики и через паттерны (кусочки простых упражнений) 1000-2000 фраз доводим до уровня автоматизма

Обязательная полная отработка. Не просто ознакомиться и попробовать, а именно отработать. Для закрепления – минимум 15-20 примеров на одну подтему.

Авторизация
*
*
Войти с помощью: 
Генерация пароля